Архитектурные стили

Алена Ярош 05.10.2023 17:46

15 мин

Архитектурные стили появлялись на протяжении веков, и каждый из них приносил новый набор эталонов и принципов. Разработанные типы архитектуры характеризовались влиянием окружающей среды, культуры и технологий, и поскольку они возникали в разных уголках мира, то демонстрируют региональные адаптации и вариации. В новой статье от НЕРУХОМІ мы рассмотрим некоторые из самых известных архитектурных стилей.

Когда мы говорим о разных архитектурных стилях, то ассоциируем их с разными периодами, а иногда
даже и целыми эпохами человеческой истории. Однако стили не всегда ограничивались определенными временными рамками. Кроме того, они часто и во многом перекликаются между собой. И все же их можно классифицировать и разделить на некоторые отрезки времени.

Доисторическая архитектура

(ок. 11 000 лет до н.э. – 3500 лет до н.э.)

Еще до появления первых исторических записей человечество уже строило каменные круги, земляные курганы, мегалиты и другие сооружения, до сих пор поражающие современных археологов. Такие монументальные постройки, как Стоунхендж, скальные пещеры в Америке, храм Гебекли-Тепе, а также давно забытые глинобитные и соломенные постройки являются отличными примерами доисторической архитектуры.

Несмотря на то, что некоторые из этих древних сооружений чрезвычайно примитивны, а другие наоборот довольно сложны, они знаменуют собой в целом начало всей архитектуры.

Древнейшие рукотворные сооружения были созданы, когда доисторические цивилизации начали придавать камню и почве геометрические формы. Наверняка мы не знаем, почему люди тогда начали создавать именно геометрические формы. Однако археологи предполагают, что первобытные люди смотрели, например, на небо и повторяли очертания луны и солнца, используя эту круглую форму в своих монолитных курганах и земляных насыпях.

Конечно же, самым известным древним каменным кругом является Стоунхендж, созданный из огромных каменных глыб прямоугольной формы. Эти каменные монолиты установлены друг на друга так тесно, что в щель между ними не возможно просунуть даже иглу.

Древнеегипетская архитектура 

(ок. 3050 г. до н.э. – 900 г. до н.э.)

В Древнем Египте могущественные фараоны строили превосходные храмы, пирамиды и другие святыни. Далеко не примитивные, массивные сооружения, такие как пирамиды Гизы или Луксорский храм были чудесами инженерной мысли, которые могли достигать невероятных высот. Сухой египетский климат усложнял добычу древесины, поэтому строили там из обожженного на солнце глиняного кирпича. Поскольку древние египтяне не использовали строительный раствор, камни должны быть тщательно обтесаны, чтобы подогнать их друг к другу. Сама конструкция пирамиды была подлинным инженерным достижением, которое позволило древним египтянам создавать огромные памятники.

За счет большого крепкого фундамента наклонные стороны пирамиды могли достигать невероятной высоты. А для поддержки массивного каменного сооружения древнеегипетские архитекторы использовали колонны, которые были искусно расписаны и украшены затейливой резьбой и часто напоминали растения папируса, пальмы и т.д. К сожалению, большинство этих древних сооружений были разрушены разливами реки Нил и влиянием времени.

Классическая архитектура

(850 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

Классической архитектурой называют дизайн и стиль построек в Древней Греции и Риме. Именно она повлияла на то, как мы сегодня проектируем здания в Европе, США и некоторых других частях мира. Величественные постройки возводились по строгим стандартам со времен основания Древней Греции и к распаду Римской империи. Следует заметить, что эру классической архитектуры можно разделить на три периода – греческий (700 до н.э. – 320 до н.э.), эллинистический (320 г. до н.э. до 146 г. до н.э.) и римский (44 г. до н. э. до 476 г. н. э.).

Марк Витрувий, римский архитектор, работавший в первом веке до нашей эры, утверждал, что при строительстве храмов архитекторы должны использовать математические концепции. В своих работах Витрувий ввел классические ордера, определяющие типы колонн и стили антаблемента, использовавшиеся в классической архитектуре: дорический, ионический и коринфский. А чуть позже появились еще два ордера: тосканский и композитный.

Отдельно отметим, что хотя римляне в значительной степени и позаимствовали старые эллинистические и греческие образцы, однако их конструкции были более изысканными. Они использовали колонны в коринфском и композитном стилях, а также витиеватые кронштейны. Благодаря появлению бетона римляне смогли создавать своды, арки и купола. Сегодня мы также можем увидеть примеры классической римской архитектуры тех времен, например, храм Пантеон и Колизей.

Византийская архитектура

(527 р. - 565 р.)

Это архитектурный стиль, процветавший во времена правления римского императора Юстиниана. Его отличительной чертой, кроме значительного использования мозаики (смальты) в интерьере, был высокий купол, что являєтся кульминацией самых современных технических методов VI века. Во времена правления Юстиниана Великого византийский архитектурный стиль был ведущим в восточной части Римской империи, а его влияние продолжалось вплоть до падения Константинополя в 1453 г. Более того, сегодня мы также можем наблюдать его в современной церковной архитектуре.

С ростом потребности в культовых сооружениях рос и спрос на инновационные подходы к архитектурному дизайну. Религиозные постройки византийского периода сочетали в себе западные и восточные элементы. Здания создавались с центральным куполом, постепенно поднимающимся на большую высоту благодаря использованию инженерных методов, которые были популярны на ближнем востоке. Этот период в истории архитектуры был временем перемен и трансформаций.

Романская архитектура

(ок. 800 р. – 1200 р.)

Романская архитектура была популярна в Европе с середины XI века до появления готической архитектуры. Она явилась результатом значительного развития монашества в Х-ХІ веках и представляла собой сочетание каролингских, римских, оттоновских, византийских и коренных германских элементов. В романском стиле чаще всего строили храмы, церкви, а также крепости.

В то время деревянные конструкции стали заменять каменными, поскольку они более практичны и огнеупорны. Полукруглые арки для дверей, окон и аркад были распространены в романских культовых сооружениях, так же как и арочные своды для поддержания крыши нефа, массивные стены с очень малым количеством окон для поддержания внешней нагрузки сводов, боковые коридоры с галереями над ними, и большие башни над пересечением трансепта и нефа.

Готическая архитектура 

(1100 – 1450 гг.)

Готическая архитектура берет свое начало во Франции, где архитекторы стали видоизменять предыдущий романский стиль. Начиная с XII века архітеткторы, с помощью инновационных методов строительства смогли достичь новых высот в строительстве соборов и других масштабных сооружений. Стрельчатые контрфорсы, заостренные арки и ребристые своды стали характерными чертами готической архитектуры, которые поддерживали более высокие и изящные сооружения.

Кроме того, "вместо" стен, которые больше не были нужны для поддержания высоких потолков, поскольку эту функцию выполняли другие элементы (арки, контрфорсы), можно было использовать дорогое витражное стекло. Горгулья и другие скульптуры выполняли как функциональную, так и декоративную функцию. Остроконечные арки и богатая кирпичная кладка архитектуры мавританского стиля в Испании также вдохновляли архитекторов. Одним из первых готических построек стала базилика монастыря Сен-Дени во Франции.

Архитектура эпохи Возрождения, Ренессанс

(1400 – 1600 гг.)

В Италии, Англии и Франции возвращение к классическим принципам вылилось в так называемую "эпоху пробуждения", или как ее чаще называют эпоха Возрождения, или Ренессанс. Архитекторы и мастера этого периода находились под влиянием выверенных пропорций античной греко-римской архитектуры. Следует заметить, что и сегодня у некоторых новостройках используются такие же принципы проектирования.

Один из итальянских архитекторов эпохи Ренессанса Андреа Палладио, строя изысканные, симметричные виллы, такие как вилла Ротонда в Венеции, помог сформировать понимание классической архитектуры. Другой архитектор Джакомо да Виньола восстановил принципы Витрувия более чем через 1500 лет после того, как римский архитектор написал свой выдающийся труд.

Работы Винелы стали настольной книгой для архитекторов всей Западной Европы. А Андреа Палладио даже опубликовал "Четыре книги об архитектуре" в 1570 году, где продемонстрировал, как классические принципы могут быть применены не только к храмам, но и к индивидуальным жилищам. Концепции Палладио основывались не на классическом порядке построения, а скорее на более давних образцах.

Работы мастеров эпохи Возрождения распространились по всей Европе, и архитекторы Западного полушария черпали вдохновение в идеально пропорциональных зданиях того периода еще долго после его окончания.

Архитектура барокко

(1600 – 1830 гг.)

Архитектурный стиль барокко зародился в Италии в XVI веке благодаря творчеству великих мастеров, одним из которых был Микеланджело. Он развивался в противоположность классицизму и почти одновременно с ним. Центром барочной архитектуры стал Рим, откуда этот стиль и распространился на другие страны.

Этот архитектурный стиль использовался для строительства соборов, дворцов и общественных построек. Для барокко характерны масштабные колоннады, множество разнообразных скульптур и пилястр, атлантов, кариатид и маскарон (человеческих или животных голов в анфас), а также многоярусные купола храмов. Этот стиль архитектуры был оппозиционным рационализму и классицизму. Его задачей было создать впечатление помпезности и могущества.

Архитекторы барокко развили основные элементы ренессансной архитектуры (которая, в свою очередь, унаследовала античный стиль) до максимума, включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными и более замысловатыми. В Испании и Латинской Америке постройки в стиле барокко особенно пышно декорировали, что получило название "churrigueresco". Во Франции этот архитектурный стиль приобрел более "монархические" черты, выраженные в роскошном Версале.

Архитектура неоклассицизма 

(1730 – 1925 гг.)

Возрождение европейского культурного пространства привело к появлению архитектуры, ориентированной на рациональную симметрию, как ответ на архитектуру барокко. Основанный на классическом искусстве античности, неоклассицизм стал завершающим аккордом периода классицизма.

Неоклассицизм соблюдал принципы легкости и лаконичности в строительстве. Главное преимущество новой архитектурной эпохи – отказ от обилия декоративных элементов, а также причудливости некоторых предыдущих стилей. За основу была взята ордерная система, направленная на гармонию, соблюдение пропорций и симметрии. Главным отличием от классицизма была иная интерпретация античных мотивов.

Университетский городок в Риме, Дом искусств в Мюнхене и Императорская канцелярия в Берлине – известные примеры неоклассического архитектурного стиля в Европе.

Архитектура модерна (Артнуво)

(1890 – 1914 гг.)

Основное положение модерна состоит в том, что искусство и жизнь нераздельны. Природа становится главным источником вдохновения для стиля, стремящегося к полному единству структуры и декора. Его основная концепция – сочетание лучших достижений прошлого и новейших идей настоящего.

Основная характеристика этого архитектурного стиля – орнаменты, наполненные стилизованными мотивами растений и цветов, птиц, насекомых, рыб. Прямые линии почти отсутствуют, их заменяют слегка изогнутые плавные очертания фасадов, окон и конструктивных элементов. Большое внимание уделяется и деталям: окна и двери часто украшены витражами и ковкой, а лестницы и колонны являются уникальной авторской работой. В интерьере используются эмаль, медь и латунь.

Одна из характерных черт стиля модерн – это приглушенность цветов и их наслоение. Самые распространенные цвета модерна – бежево-серый, цвет увядшей розы, серо-голубой, табачный, темно-сиреневый. В плане постройки чаще всего имеют форму квадрата, а комнаты располагаются вокруг холла.

Архитектура Баухаус 

(1919 – 1933 гг.)

Вальтер Гропиус создал школу дизайна Баухаус в 1919 году в Веймаре, Германия. С минимумом деталей и непринужденным подходом к образу, школа сама по себе прекрасная иллюстрация дизайнерской эстетики. Ее студенты изучали не только архитектуру, но и текстиль, ювелирное мастерство, книжную и печатную графику, скульптуру, дизайн мебели, монументальную живопись и керамику.

Хотя стиль Баухаус имеет историческую подоплеку, это направление хорошо вписывается и в современный дизайн, поэтому современные застройщики часто этим пользуются. Одним из известнейших признаков архитектуры Баухауса является линейный дизайн. Поскольку эстетика стиля призвана быть максимально простой, чистые, четкие линии играют немаловажную роль. В основе его архитектуры лежат минимализм и простота, но это не значит, что Баухаус лишен изыска. Это можно увидеть везде, от лестницы до окон и всего, что между ними.

Согласно линейным мотивам, в архитектуре Баухауса часто наблюдаются плоские крыши, а в некоторых случаях по таким крышам можно было даже ходить. Однако большие уступы встречаются редко.

Теоретическая школа Баухауса всегда делала акцент на чистых материалах, остающихся в своем первоначальном состоянии и не подвергающихся никаким изменениям. Как следствие, архитектура часто окутывает сооружение необработанным или деформированным бетонным, стальным, стеклянным и органическим материалом. Даже сейчас такие сооружения выглядят довольно актуально и современно.

Создание дизайна для людей, одновременно уделяя особое внимание искусству, было достаточно новаторской концепцией того времени. А именно такова основная концепция и была у школы Баухаус.

Архитектура в стиле ар-деко

(1925 – 1937 гг.)

Ар-Деко как один из видов строительного дизайна получил международное признание в первой половине XX века, активно развиваясь в США и менее активно в Европе. Он является динамичным и смелым продолжением модерна. Арт-деко не исключает неоклассицизм, но приветствует современные технологии и аэродинамические элементы. Любопытно, что многие мотивы ар-деко появились под влиянием египетской архитектуры.

В отличие от модерна, где преобладали плавные силуэты и растительные орнаменты, в дизайне ар-деко предпочитают ломаные линии, геометрические и анималистические мотивы. Кубические формы, зикураты, многоярусные пирамиды, где каждый этаж меньше предыдущего, сложные скопления трапеций или прямоугольников, цветные полосы, зигзагообразные мотивы, похожие на молнии, четкое чувство линии и появление колонн – все это характерные черты сооружений в стиле ар-деко. Арт-деко как строительный стиль предпочитает дорогие материалы, такие как редкие породы дерева, слоновая кость, алюминий, серебро.

В отличие от пастельной палитры модерна, загородные дома в стиле ар-деко выделяются контрастными сочетаниями, подчеркивающими геометрические пространственные решения. Фоновый цвет стенок, как правило, нейтральный, светлый. При строительстве построек в стиле ар-деко для отделки часто используют стекло и керамику, что позволяет зданиям быть более современными и изящными. Для этого архитектурного стиля характерны простые прямоугольные окна с большой площадью остекления. В качестве декора – решетки с растительным или животным орнаментом. Дверь в проектах жилых домов в стиле ар-деко также имеет простую форму, металлическая или деревянная, украшена геометрическим орнаментом, а дизайн дверных ручек подчеркивает концепцию ломаных линий.

Модернизм, постмодернизм и неомодернизм

(1900 г. – по сей день)

ХХ и ХХІ век пережили значительные трансформации и продемонстрировали невероятное культурное разнообразие. Модернистские тенденции появлялись и исчезали, и так будет и дальше. Модернизм – это больше, чем просто модный тренд; он представляет новый подход к мышлению. Модернистская архитектура фокусируется на функции. Она пытается удовлетворять конкретные требования, а не копировать природу.

Структурализм и экспрессионизм – это два стилистических принципа, которые могут быть выражены через модернистскую архитектуру. В конце XX века дизайнеры восстали против логического модернизма, и появился ряд постмодернистских направлений. Модернистская архитектура является фабрично изготовленной или содержит фабрично изготовленные элементы и имеет минимальную отделку или вообще не имеет ее. Дизайн подчеркивает утилитарность, а используемые в строительстве материалы – это металл, стекло и бетон.

Постмодернистская архитектура хоть и возникла на основе модернизма, однако противостоит многим его концепциям. Она может удивить, поразить и даже развлечь, сочетая новые концепции с привычными формами, которые используются неожиданным способом. 

Поскольку архитектура неомодерна и модернизма имеет много общего, их трудно отличить, ведь оба эти направления ценят базовые линии и избегают классического декора. Однако фактически, неомодернистская архитектура представляет собой не столько стиль, сколько абстрактную констатацию того, где мы находимся сейчас, а это означает, что она станет точкой во времени, которая будет символизировать навсегда тот краткий всплеск временного сознания, развивающегося по мере своего созревания.

Архитектура Хай-тек

(конец 1970 – по сей день)

Среди различных видов архитектуры хай-тек является одним из самых узнаваемых и первоначально это был скорее подход к архитектуре, чем определенный стиль. Он возник из архитектуры промышленных помещений, где все элементы подчинены функциональному предназначению. Однако впоследствии элементы индустриальной эстетики перешли в жилое пространство, где получили дальнейшее развитие. Хай-тек можно назвать смесью высоких технологий и конструктивизма.

Стиль хай-тек относится к ультрасовременным стилям. Главные его особенности – максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Для этого стиля характерны стремительные, прямые линии, выступающие конструктивные элементы, серебристо-металлический цвет, хром, широкое использование стекла, металла, пластика и натурального дерева. Здания специально просты по форме, часто с кубистическими элементами, просторны и хорошо освещены.

В чистом виде хай-тек используется очень редко – как правило, при строительстве жилых домов в этом стиле задействованы лишь некоторые отдельные элементы, наиболее органично сочетающиеся с духом минимализма. Примерами архитектуры в стиле хай-тек являются Тихоокеанский центр дизайна в США, здание телецентра Фудзи в Японии и Центр Помпиду во Франции.

В завершение

Величественные готические соборы, великолепие барокко, монументальность классицизма, оригинальность деконструктивизма. Достоинства и особенности разных архитектурных стилей можно перечислять до бесконечности. Люди едут на другой конец света, чтобы увидеть или посетить ту, или иную архитектурную достопримечательность. Архитектурные стили напоминают нам о развитии нашей истории и даже могут служить визитной карточкой страны. Это именно то, что всегда привлекает внимание, вызывает восхищение и надолго остается в памяти.

Автор:

Алена Ярош

Эксперт

Образование – окончила Институт художественного моделирования и дизайна им. С. Дали по специальности – дизайнер архитектурной среды, преподаватель.

5 лет работала архитектором-дизайнером.

С 2011 года работала PR-менеджером и маркетологом в компаниях, занимающихся строительством и проектированием домов, а также архитектурных и дизайнерских бюро.

Большой опыт написания экспертных материалов на тему архитектуры, инженерии, дизайна и декорирования интерьера.

На проекте НЕРУХОМІ с июня 2022 года

Все статьи автора

Комментарии

6.8т

Ваш запрос принят

Отдел продаж свяжется с Вами в ближайшее время