Архитектура футуризма

Алена Ярош 04.08.2023 15:27

8 мин

Взглянув на футуристические здания, что появились в начале 1900-х годов, можно легко предположить, что, возможно, будущее уже и наступило. И хотя архитектура футуризма – это термин, касающийся того, что будет в будущем, его корни уходят в футуристическое движение прошлого, основателями которого были итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти и архитектор Антонио Сант-Элиа. Движение, породившее футуристический дизайн, захватило не только музыкантов, писателей и художников, но и многих архитекторов. Протяженные плавные линии передают движение, энергию, интенсивность и лирическую красоту футуристической архитектуры.

В этой статье от НЕРУХОМІ мы проанализируем концепцию футуризма, связанную с технологиями и наукой, а также рассмотрим вдохновляющие примеры футуристической архитектуры в Украине и во всем мире.

Знакомство с увлекательным миром футуристической архитектуры

Футуристический дизайн возник в 1900-х годах и процветал в области искусства и литературы в Италии, стремясь отразить ощущение прошлого, настоящего и будущего одновременно. Философия движения футуризма заключалась в протесте против статус-кво. Это движение рассматривалось как дисциплина, которая исследовала все, что касается будущего, начиная от психологического и социологического аспектов до технологической и экологической точки зрения.

Целью футуристического дизайна является создание гуманного, стабильного и прогрессивного будущего. Эта концепция очевидна в области футуристического проектирования зданий в прогрессивных современных городах, полностью охвативших и отразивших как технологии, так и осознание экологии в своих футуристических небоскребах и жилых комплексах. Текучесть и динамичность формы – вот некоторые из ключевых характеристик архитектуры футуризма. До футуристического движения проекты характеризовались четкими линиями и прямоугольными или квадратными формами.

Футуристические проекты построек включали необычные и острые углы, купола и треугольники. Благодаря использованию структурных компонентов из окружающей среды, этот стиль подчеркивает чувство связи сооружений с их изменяющимися характеристиками, где используют стеклянные лифты, металлические элементы и механизмы для воплощения технического прогресса в эстетическом аспекте.

Развитие архитектуры футуристических построек

Когда дело доходит до архитектуры, большинство дизайнеров чувствуют себя ограниченными определенными рамками, такими как работа в пределах бюджета и строительство чисто ради функции, а не формы. Однако большинство футуристических дизайнеров никогда не ограничивают свои самые смелые идеи тем, чего уже можно достичь и думали, что могло бы быть, и о том, к чему они стремятся.

Концепция футуристической архитектуры или футуристических построек эволюционировала несколько раз, что было обусловлено инновациями и технологическими прорывами, изменившими представление людей о том, как может выглядеть будущее.

Появление футуристической архитектуры и ар-деко

В 1914 году концепцию футуристической архитектуры предложил итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа, который вместе со своим коллегой Марио Кьяттон представил на выставке серию проектов нового города. На иллюстрациях Сант-Элиа были изображены футуристические небоскребы, индустриализированная архитектура и активное использование стали – все это олицетворяет сущность эпохи машин.

Приблизительно в то же время во Франции появился стиль арт-деко, распространившийся по всему миру. На него повлиял тот же технологический прогресс, который повлек за собой появление итальянского футуризма. Ар-деко сочетал геометрические узоры с яркими цветами, а также современный взгляд на орнаментальные особенности прошлых цивилизаций. То есть, можно сказать, что эти два стиля существовали как две противоположности во всех смыслах.

Архитектура Googie и Archigram

После Второй мировой войны новые технологии дали людям уверенность в том, что их ждет светлое будущее. Освоение космоса было одним из ключевых событий, благодаря которому эти надежды стали возможны. С этого времени начал свое развитие один из типов футуристической архитектуры под названием Googie, на который оказали влияние автомобильная культура, реактивные самолеты и космическая эра.

Основными характерными чертами этого стиля стали консольные конструкции, острые углы, пластиковые панели с подсветкой, элементы в форме летающих тарелок, бумерангов и художественной палитры, а также формы хвостовых плавников рыб. Googie берет свое начало с архитектуры Стримлайн-модерна (обтекаемый модерн) 1930-х годов, вдохновленный аэродинамическим дизайном. Чаще всего архитектуру Googie можно было увидеть в США в придорожных кафе, мотелях, автозаправочных станциях и т.д.

Archigram, возникшее в Лондоне авангардное движение подняло архитектуру футуризма на более высокий уровень. Он был основан Питером Куком и получил активное развитие в 1960-х и 1970-х годах, создавая многочисленные концептуальные образы и проекты футуристических мегаполисов, большинство из которых включали в себя футуристические небоскребы и динамическую, высокомеханизированную архитектуру.

Цифровая революция в дизайне футуристических построек

В 1980-х годах архитекторы стали использовать компьютеры, а моделирование стало важным компонентом этапа проектирования. Благодаря прогрессу в компьютерном программировании появилось то, что впоследствии стало известно как параметрический дизайн.

Одним из известных примеров такой архитектуры является знаковое сооружение Фрэнка Гэри – Концертный зал Уолта Диснея, построенный между 1999 и 2003 годами.

Во второй половине ХХ века ученые начали замечать вредное влияние всех технологических достижений и человеческой деятельности за предыдущие 200 лет на окружающую среду, например изменение климата. Но в начале ХХІ века это осознание вылилось в концепцию экологической безопасности.

Сегодня архитектура устойчивого развития превратилась больше в обязанность, чем в выбор. Как следствие, появились методы оценки проектов на основе их энергоэффективности и экологического воздействия на окружающую среду. Зеленые сады на крышах, вертикальные леса и зеленые стены являются примерами концепций, которые включают растительные элементы в дизайне зданий.

Примеры футуристической архитектуры

Теперь, когда мы узнали больше об истории и концепции футуристического дизайна зданий, мы можем рассмотреть самые известные примеры архитектуры футуризма ХХ и ХХІ веков. Эти архитектурные концепции мотивированы будущим интегрируют дизайн, технологии, материаловедение и творчество. Ведь при появлении футуристической и неофутуристической архитектуры появилась новая архитектурная парадигма.

Отель "Салют", Киев, Украина

Это одно из самых известных футуристических сооружений Украины, которое было построено в 1984 году архитектором Авраамом Милецким. Семиэтажное цилиндрическое здание стоит на высоком фундаменте недалеко от живописного парка Вечной Славы. Чтобы попасть в номера, необходимо воспользоваться лифтом или поднимающимся по спирали круговым пандусом.

Украинский институт научно-технической экспертизы и информации, Киев, Украина

Еще одно знаковое здание Киева, в котором можно увидеть не просто элемент футуризма, а настоящую архитектуру Googie по форме и советский постмодернизм по цветовой гамме. Речь идет о надстройке в виде летающей тарелки, где расположен конференц-зал. Архитекторы Флориан Юрьев и Лев Новиков разработали тарелку таким образом, что помещение имеет неповторимую акустику, благодаря которой можно услышать весь диапазон голосов и музыкальных инструментов.

Theme Building на территории Международного аэропорта Лос-Анджелеса (LAX), Лос-Анджелес, США

Футуристическое здание, напоминающее летающую тарелку, поднимается на 4,5 метра над землей, а держат ее две белые железобетонные арки, создающие впечатление левитирующей конструкции. В середине здания находится ресторан, а добраться туда можно с помощью лифта, находящегося в колонне.

Морской терминал Салерно, Италия

В жаркие летние месяцы прагматичный, асимметричный бетонный экстерьер постройки защищает людей от сильной жары в этом районе. Его изогнутая форма, словно повторяющая гладь воды, абстрактно напоминает устрицу. Внутри расположены административные офисы для международного пограничного контроля и коммерческих судоходных маршрутов, терминал для глобальных паромов и круизных лайнеров и отдельный порт для региональных и местных лодок. Внутренние спуски пронизывают все здание, улучшая связь между пространствами.

Примечательная форма терминала подсвечивается ночью, служа маяком для приморского сообщества. Этот комплекс является плавным переходом между водой и сушей, как с точки зрения эксплуатации, так и с точки зрения эстетики.

Сады у залива, Сингапур

Это уникальный природный парк и самый большой архитектурный ландшафтный проект в мире. Его общая площадь составляет более 100 га. Парк состоит из трех набережных садов – Bay South, Bay East и Bay Central, где в свою очередь разместились удивительные инсталляции – "Цветочный купол", "Цветочная фантазия", "Облачный лес" и "Роща супер-деревьев".

Одним из самых ярких элементов парка являются знаменитые футуристические конструкции – супер-деревья, каждая из которых является вертикальным парком. Самое высокое из них достигает 50 метров в высоту и имеет смотровую площадку на 360 градусов. На некоторых деревьях установлены фотоэлектрические устройства для превращения солнечной энергии в электрическую. Также здесь есть подвесной мост длиной 128 метров, который закреплен на трех деревьях на высоте 22 метра.

В завершение

Футуристы, как и их современники из Баугауза, стремились избавиться от культа прошлого, используя любые доступные средства. Они создавали архитектурные проекты, которые были чрезвычайно дальновидными, но в большинстве своем нереализованными. Архитектура футуризма отмечала такие темы, как инновации, движение и жизнеспособность. Один из основателей футуристической архитектуры Антонио Сант-Элиа представлял развитие городов на основе культуры рабочего места и повседневных привычек населения. И сегодня, как мы можем увидеть, его идеи продолжают массово влиять на мировую архитектуру.

Автор:

Алена Ярош

Эксперт

Образование – окончила Институт художественного моделирования и дизайна им. С. Дали по специальности – дизайнер архитектурной среды, преподаватель.

5 лет работала архитектором-дизайнером.

С 2011 года работала PR-менеджером и маркетологом в компаниях, занимающихся строительством и проектированием домов, а также архитектурных и дизайнерских бюро.

Большой опыт написания экспертных материалов на тему архитектуры, инженерии, дизайна и декорирования интерьера.

На проекте НЕРУХОМІ с июня 2022 года

Все статьи автора

Комментарии

Ваш запрос принят

Отдел продаж свяжется с Вами в ближайшее время