В мэрии Киева и Киевсовете собираются принять проект решения "Об утверждении Программы комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда". Есть вероятность, что этим может и ограничиться работа над комплексной реконструкцией кварталов, на что из бюджета планируют выделить порядка полмиллиарда гривен.
Как сообщает "Київвлада", 27 октября данный документ поддержали депутаты горсовета за основу и отправили на доработку. Проект соответствующей программы был разработан ЧП "Институт урбанистики" в рамках двух договоров, заключенных между указанным предприятием и Департаментом строительства и жилищного обеспечения Киевской горгосадминистрации.
Сообщается, что в Киеве зафиксировали 256 кварталов устаревшего жилфонда, с 4,9 тысячами многоквартирных домов. В основном это "хрущевки" (3,2 тысячи зданий постройки 1950-х годов), затем дома исторической застройки (918 домов, возведенных до 1920 года), 402 дома барочного типа (до 3 этажей включительно 1920-1955 годов строительства), а также 381 "сталинка" этажностью 4-5 этажей.
Большинство старых домов расположены в Шевченковском районе столицы, в которых проживает более 120 тысяч человек. Также в столице есть 217 устаревших домов усадебного типа и объектов жилой малоэтажной блокированной застройки, в которых проживают немногим более тысячи киевлян.
В первоначальном варианте проекта решения не были указаны конкретные объемы финансирования программы – сообщалось, что такие цифры должны быть определены дополнительными расчетами уже после утверждения документа. Однако Департамент строительства и жилищного обеспечения КГГА в августе 2022 года представил свои предложения, согласно которым в бюджете Киева должно быть предусмотрено финансирование в сумме 494,8 млн гривен. Эти средства чиновники намерены освоить в течение 2022-2026 годов на обследовании домов устаревшего жилищного фонда. По данным департамента, обследование одного здания обходится в среднем в 100 тыс. гривен. Между тем, в проекте программы не указано, по какой именно процедуре должна происходить реконструкция кварталов устаревшего жилищного фонда. Поэтому есть вероятность, что все может сводиться только к освоению этого финансирования.
По мнению чиновников, пути проведения реконструкции можно определить после проведения инвентаризации – это может быть непосредственно реконструкция, модернизация, снос. Способ проведения соответствующих работ должен определяться с учетом результатов технического обследования зданий и сооружений, их энергетического аудита и технико-экономических расчетов. Только после этого, согласно предложению указанного департамента, должностные лица этой структуры сформируют условия конкурсов на определение инвесторов, которые пожелают выполнять такие работы.
При этом в документе и предложениях профильного департамента КГГА отсутствует конкретика – по какой процедуре и на каких условиях должны проводиться такие инвестиционные конкурсы, какими должны быть требования к инвесторам при осуществлении реконструкции, каким требованиям должны отвечать "отреконструированные" дома, куда столичная власть будет отселять жителей домов, в которых будут проводиться соответствующие работы и т.д.
Как сообщали НЕРУХОМІ в новостях недвижимости Украины, полтора года назад власти Киева взялись за разработку проекта Программы комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда с определением границ территорий для реновации.
Также в сентябре депутаты Верховной Рады 250 голосами поддержали в первом чтении законопроект №6458, направленный на усовершенствования механизма комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов).