Министерство развития общин и территорий работает над созданием отдельного Фонда восстановления Украины. В перспективе его наполнение могут обеспечить специальные налоговые механизмы, однако до окончания войны их введение не планируется, сообщила заместитель министра развития общин и территорий Алена Шкрум в интервью Forbes Ukraine.
По ее словам, идея отдельного фонда является вынужденной, поскольку ни одно международное финансовое учреждение не было создано специально для восстановления страны во время полномасштабной войны. Большинство таких институтов имеют сложные бюрократические процедуры и выдвигают жесткие требования по государственным гарантиям.
Шкрум подчеркнула, что Украина нуждается в финансировании уже сейчас и вынуждена в основном привлекать кредиты. Доля грантов в структуре международной помощи составляет лишь 5–10%, что, по ее словам, создает долгосрочную проблему, ведь кредитные средства придется возвращать следующим поколениям. Она назвала такую ситуацию несправедливой.
В министерстве изучают международный опыт, в частности пример Японии, где восстановление финансировалось за счет отдельного налога. В то же время заместитель министра подчеркнула, что до окончания войны введение такого налога в Украине не рассматривается.
Сейчас ключевая задача — создать сам механизм Фонда восстановления: сформировать правовую и институциональную основу, запустить структуру и начать аккумулировать взносы международных партнеров, даже если на начальном этапе они будут ограниченными. По словам Шкрум, главное — чтобы фонд начал работать.
Согласно обновленной "Быстрой оценке нанесенного ущерба и потребностей на восстановление" (RDNA3), подготовленной правительством Украины совместно с Всемирным банком, общая стоимость восстановления и реконструкции Украины по состоянию на февраль 2025 года оценивалась в $524 млрд на следующее десятилетие.
Шкрум также отметила, что масштабы разрушений в Украине уже превышают показатели многих других военных конфликтов. Для сравнения, убытки в секторе Газа оценивались примерно в $53 млрд, а потери Боснии после войны в Югославии были почти вдвое меньше украинских. В Украине разрушено около 13% всего жилищного фонда, что, по ее словам, равно полному уничтожению четырех городов размером с Милан.
Как сообщали Нерухомі в новостях недвижимости, война кардинально изменила рынок недвижимости в Украине, разрушив старую географию спроса и создав новые экономические и социальные реалии. После начала полномасштабного вторжения фокус постепенно сместился на запад страны. Львов, Ивано-Франковск, Ужгород, Тернополь и частично Хмельницкий стали новыми центрами девелоперской активности.