В одесском ЖК автомобиль буквально проломил стену подземного паркинга. Оказалось, что за маркетинговым фасадом "аркадийских жемчужин" Kadorr Group стоит совсем не премиум-подход к безопасности. Разбираемся, почему это стало возможным и кто будет нести ответственность.
Впечатления vs реальность
Маркетинговые материалы Kadorr Group полны эпитетов: "элитное жилье", "максимальная безопасность", "высокие стандарты". Но один неудачный маневр автомобиля показал реальное положение дел — стена паркинга рассыпалась, как декорация. Никаких признаков армирования или усиления.
Что на самом деле произошло?
По сообщениям в соцсетях, за рулем была нетрезвая туристка. Сдавая назад, она снесла часть стены между проездами паркинга. Эта стена — не декоративная перегородка, а ограждающий элемент узлового проезда паркинга, через который ежедневно проходят десятки машин. Газоблоки (автоклавный бетон) были просто посажены на клей. Для межкомнатных перегородок — ок, но не там, где ездят автомобили. Отсутствует монолитный каркас, никакой арматуры, армирующей сетки или бетонного пояса. И даже простой колесный отбойник мог бы предотвратить обвал. Все четко видно на фото, полученных редакцией Нерухомі.
Что говорят строительные нормы?
Ни один ДБН не пишет прямо: "стены паркинга должны быть обязательно армированы". Но все нормы требуют, чтобы конструкции обеспечивали механическую устойчивость и безопасность при аварийных ситуациях, в том числе выдерживали локальные ударные нагрузки (ДБН В.1.2-2:2006, п. 4.3 и 4.15; ДБН В.2.2-15:2019, п. 6.9; ДБН В.1.2-6:2008). То есть даже если формально армирование не прописано отдельно, конструктивные решения должны гарантировать, что стена не рассыплется от незначительного удара автомобиля. Иначе — это "оптимизация затрат" в прямом компромиссе с безопасностью.
Кто будет отвечать?
Отвечать в этой ситуации должен прежде всего — водитель. Если подтвердится состояние алкогольного опьянения, штраф и компенсация ремонта — на нем. Но сам факт, что стена элитного ЖК разрушилась от относительно слабого удара, ставит вопрос к застройщику. Юридически доказать техническую вину застройщика без экспертизы будет сложно, тем более что сейчас это не является целью. Однако это повод для экспертизы и вопросов к застройщику и органам, которые подписывали сертификат о вводе в эксплуатацию. Их задача — гарантировать безопасность конструкций даже в случае чрезвычайных ситуаций.
Что могут (не) сделать владельцы:
- Запросить у застройщика документацию на конструктивные решения паркинга.
- Провести техническое обследование конструкций, особенно в местах интенсивного движения.
- Зафиксировать несоответствия и официально требовать их устранения.
- Или не делать ничего, обвинить во всем водителя и журналистов и дальше жить в маркетинговом пузыре "элитной" аркадийской реальности.
Вывод
Эта история — не только о паркинге Kadorr Group. Она о рынке, где "бумага все снесет", а экспертизы часто становятся формальностью. Так рождается часть "элитного" жилья: с красивым фасадом, но пустым содержанием, где главное — маркетинг и цена. Пока что жильцам "Жемчужин" остается надеяться, что следующей "оптимизированной мелочью" не станет фундамент.