Строительная монополия: теневой рынок лицензий

4 мин

Более двух лет назад, в ходе реформирования строительной сферы правительство отменило лицензирование, но, несмотря на это, требования о наличии лицензии остались. В первую очередь это ударило по новым компаниям, желающим выйти на рынок.

Портал НЕРУХОМІ изучил, сколько стоит подрядчик с лицензией, и почему ограничен рынок для новых игроков.

Неизменно, на протяжении многих лет законами Украины "О регулировании градостроительной деятельности" и "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" установлено, что деятельность по строительству объектов, по классу последствий (ответственности), относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиям подлежит лицензированию.

Наличие лицензии – это право подрядчика выполнять определенные строительные работы, от качества которых может зависеть безопасность государства, жизни и здоровья людей.

Однако 18.03.2020 Кабинет министров Украины отменил лицензионные условия, которыми устанавливались требования к строительным компаниям по проведению такой деятельности. Если проще – лицензионные условия определяли, каким критериям должно соответствовать предприятие, чтобы государство позволило ему строить.

В то время реформой 2020-2021 годов предполагалось, что на замену лицензированию строительных компаний придет сертификация отдельных специалистов-прорабов. Однако реформа не начавшись была остановлена в контексте лицензий, а сертификацию прорабов в итоге отменили.

Идеологи реформ, не учли, что разрушать – это не строить, поэтому, как следствие, законы неизменно требуют, чтобы подрядчики проходили процедуру лицензирования, как условие для допуска на рынок. Но почти полтора года отсутствует какой-либо акт, определяющий порядок лицензирования строительных компаний.

Сложилась ситуация, когда для того, чтобы начать строительство, необходимо получить разрешение, а для получения разрешения необходимо заключить договор с подрядчиком, имеющим строительную лицензию.

Как обычно, спрос рождает предложение. Так, ООО с действующей лицензией стали товаром на рынке, ценник на них рос с каждым месяцем. К моменту остановки лицензирования, приобрести себе собственного подрядчика стоило около $3-4 тыс., через год цены достигали $10 тыс., а перед началом войны стоимость строительной компании могла стоить желающим в районе 50 тысяч долларов.

Ситуация изменилась с началом действия военного положения, когда почти во всех сферах хозяйствования разрешили осуществлять деятельность на основании декларации. Строительство не стало исключением – подрядчикам разрешили строить, не получая лицензию, а просто подав в ГИАГ право на осуществление хозяйственной деятельности.

Сведения из Реестра строительной деятельности сейчас не являются информативными, но источники НЕРУХОМІ сообщают, что разрешения на строительство с информацией о декларации вместо лицензии выдаются, а, следовательно, введенная на время войны процедура работает.

Однако, эксперты НЕРУХОМІ предостерегают, строительство по декларации в зависимости от объекта, не всегда является оптимальным механизмом. После отмены военного положения подрядчик будет иметь три месяца для получения лицензии, при этом отсутствуют гарантии, что правительство утвердит лицензионные условия, чтобы иметь возможность получить лицензию. Следовательно, риски финансовых потерь и/или внеплановой остановки строительства сохраняются.

Военное положение, экономическая ситуация в стране и возможность строительства по декларации повлияли на аппетиты владельцев лицензионных ООО и посредников, занимающихся продажи таких ООО. В настоящее время цена "чистого" подрядчика без налоговых долгов и открытых уголовных производств составляет около $15-20 тыс.

Конечно, перечень разрешенных видов работ тоже играет роль в ценообразовании объекта купли-продажи, так компания с лицензией на строительство объектов СС3, включающая возможность строительства дорог, на сегодняшний день может достигать $30-35 тыс.

Но эксперты НЕРУХОМІ прогнозируют, что после отмены военного положения достаточно реальным сценарием (при условии дальнейшего отсутствия процедуры выдачи лицензий и роста экономической активности застройщиков) является возврат довоенного уровня цен на "черном рынке" подрядчиков, а возможен и еще больший рост их стоимости.

Именно действия государственной власти по отмене нормативной базы лицензирования привели к препятствованию созданию новых строительных компаний.

Естественно, что на строительстве масштабных объектов, это не те затраты, которые влияют на застройщика, а флагманы строительного рынка не порождают спрос. Однако выход на рынок новых проектов и организация своего строительного бизнеса для малых и средних предпринимателей будут сопровождаться дополнительными затратами, которые исчисляются в десятках тысячах долларов.

Но должен ли с этого начинать бизнес в правовом государстве? Подобное бездействие (удивительно) не привлекло внимание Антимонопольного комитета, поскольку оно имеет все признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде антиконкурентных действий органов власти в форме принятия решений об отмене лицензионных условий, которые привели к ограничению и искажению конкуренции на рынке подрядчиков.
 

Автор:

Эльмира Масимова

Главный эксперт

Образование – «правоведение» КНУ имени Тараса Шевченко.

Опыт работы в земельном правоотношении и сфере градостроительства с 2014 года. Работала в Департаменте земельных ресурсов исполнительного органа Киевсовета (КГГА) и Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины. Знаю как работает Киевсовет (бывший помощник депутата)

Курсы:

Real Property Law 3.0 (юридическое сопровождение недвижимости и строительства), Академия консалтингового бизнеса, 2021

Мини-курс "По юридическому сопровождению недвижимости, строительства и земли в период военного положения", Академия консалтингового бизнеса, 2022

Сертификационный курс "Девелопмент недвижимости", Международный институт бизнеса и CP School, 2022-2023

На проекте НЕРУХОМІ с 2019 года

Все статьи автора

Комментарии

169

Ваш запрос принят

Отдел продаж свяжется с Вами в ближайшее время