Экостроитель Сергей Коваленков: Мы стали первой компанией в мире, возводящей купольные дома из конопли

13 мин

Сергей Коваленков – основатель украинской компании Hempire, являющейся лидером в сфере строительства экодомов из промышленной конопли в Восточной Европе. Ее разработки удостоены многочисленных наград в сфере экологических инноваций и устойчивого развития. В настоящее время реализовано более 80 проектов конопляного строительства в Украине и за ее пределами –  в частности, в Польше, Франции, США.

В интервью порталу НЕРУХОМІ экостроитель Сергей Коваленков рассказал о преимуществах домов из промышленной конопли и о доме своей мечты.

"Собственный дом – это место силы каждого из нас"

– Сергей, вы инноватор в своей отрасли. Экодома из технической конопли – довольно новое слово в современном строительстве. А с чего все началось?

– Я киевлянин, родился в Киеве, а образование получал в Канаде. Окончил инженерно-строительный факультет Карлтонского университета в Оттаве, хотя признаюсь: никогда не думал, что стану строителем. Учиться я не очень любил – ходил в школу более для того, чтобы увидеться с друзьями. Когда же выбрал для поступления в университет такую сложную профессию, родители были несколько шокированы. Учеба была очень сложной, как меня и предупреждали. Я играл за университетскую футбольную команду и чуть не был отчислен из университета за неуспеваемость, потому что тренировки были каждый день по будням, а в выходные – игры. Времени на обучение не оставалось. Когда я потерял стипендию, понял, что нужно взяться за образование. После окончания университета работал по специальности в Украине, Канаде и Турции.

– И даже, как мне известно, в далекой Австралии?

– Это была очень интересная история. В Австралию меня пригласил товарищ, с которым я учился в Канаде. Он сказал: "Приезжай! Побережье Тихого океана – настоящий рай. Я работаю в компании, занимающейся менеджментом строительных проектов, и у нас освобождается место". Предварительно пройдя собеседование с работодателем, я уехал. А когда прибыл в Австралию, оказалось, что место уже не вакантно. Итак, мне пришлось срочно искать работу. В Австралии очень высокий уровень жизни, там все очень дорого. Компании предпочитали местных специалистов, поэтому устроиться было невероятно сложно. Я принимался за любую работу. Словом, все пошло совсем не так, как я планировал. Я потратил деньги, с которыми приехал, и думал о том, что буду делать дальше. Но вдруг познакомился с человеком, занимавшимся культивацией технической конопли. В тот момент я об этом ничего не знал. И когда мой собеседник начал рассказывать об их выращивании и о планах строить дом из конопли, меня это очень удивило. Я думал, что он фантазирует. Я, человек из строительной отрасли, никогда не слышал о такой технологии. Само словосочетание "дом из конопли" звучало довольно странно. Однако он заверил, что это не фантазии и пригласил меня посмотреть на дом из конопли на острове Тасмания. Мне было интересно, и через несколько дней я на маленьком самолете улетел на этот остров. Прибыл в небольшой терминал – размером с типичную заправку. Всех пассажиров кто-то встречал, а меня никто, несмотря на договоренность, не ожидал. Я стоял один. Вечерело. Увидел такси, но не имел понятия, как добираться до места назначения. Все это напоминало фильм ужасов.

– Представляю.

– Я позвонил людям, которые должны были меня встретить. Они ответили, что в отъезде и встретить меня не смогут. Сказали, как мне доехать, где лежат ключи от дома, в котором я должен остановиться. Прибыв на место, я едва отыскал ключ, все выходные пришлось провести наедине. Я корил себя за то, что согласился на эту поездку. Но когда мы наконец-то встретились и поехали на строительство, увиденное перевернуло мое сознание. Я понял, что эта технология – что-то революционное, совершенно новое, простое и уникальное одновременно. Это был 2010 год. В это время я осознал, что стоит строить из местных природных материалов. Начал работать на этом строительстве, не отказываясь от никакой работы. Многому учился: не только тому, как нужно строить, но и как не стоит. Это был бесценный опыт! Мы построили роскошный дом на склоне с видом на пролив Бас Стрейт. Дом предназначался для британского радиолога. Он предпочел эту технологию, хотя надо сказать, что выбирать новое в строительстве всегда достаточно рискованно. Это ведь не приобретение мобильного телефона, а совсем другая стоимость. К тому же, кроме денег для реализации такого проекта, нужны вложения времени и энергии. Ведь собственный дом – это место силы каждого из нас, место, где ты радуешься, восстанавливаешься, где находится твоя семья, где тебе комфортно.

"Не стоит бояться, когда что-то идет не так, как планируешь"

– Когда я вернулся из Австралии, понял, что хочу этим заниматься, – продолжает Сергей Коваленков. – Пожалуй, у каждого из нас есть момент в жизни, когда ты кое-что затрагиваешь и понимаешь: это оно! Так случилось со мной. Я тогда понял, зачем мне было лететь на край Земли. Случайностей не бывает, все в жизни закономерно. Так что не стоит бояться, когда что-то идет не так, как планируешь. Любые, как нам кажется, проблемы могут обернуться абсолютным чудом. Важно осознать, что эти "сложности" – лишь часть пути воплощения мечтаний и достижения цели.

– Как развивались события дальше?

– Когда я вернулся в Европу, мне удалось посетить семинар, посвященный строительству жилищ из конопли. Он проходил в Швейцарии под эгидой Международной ассоциации строительства из конопли. Я познакомился со специалистом, проводившим это мероприятие, и он предложил работать вместе. Я согласился. Все складывалось отлично. Следующие два года я набирался опыта, реализуя проекты в Швейцарии и Франции. Меня поразило, что швейцарцы, которые очень требовательны во всем и крайне внимательно относятся к денежным сбережениям и расходам, готовы были платить за такие дома большие деньги, потому что строительство жилья из конопли – это выгодные вложения в энергоэффективность и здоровье. Принимая сложные проекты, я понял, что смогу создать что-то свое. И так случилось, что когда в 2015 году я вернулся в Украину, начал популяризировать идею создания домов из конопли и создал свою формулу материала. Она состоит в том, что должно использоваться исключительно природное сырье и только отечественного происхождения.

– Какие трудности вам пришлось преодолевать на пути реализации инновационных идей?

– Когда рассказывал о домах из конопли, у людей было очень много скепсиса. Кроме того, прежде всего, меня спрашивали о том, где их можно увидеть в Украине. Первого заказчика найти было невозможно. К счастью мне удалось убедить одного знакомого, чтобы он построил такое жилье. Я практически ничего не заработал на этом проекте, но у меня уже был живой кейс такого дома в Украине. Я уже мог показать его тем, кто интересовался, как выглядит конопляное сооружение. И в ближайшее время у меня появились клиенты.

– Что представляют собой ваши дома?

– Строится деревянный каркас и наполняется материалом, состоящим из трех компонентов: костры конопли, воды и вяжущего порошка на основе извести "пятый элемент", которая является ноу-хау нашей компании. Никаких токсичных веществ или цемента в составе формулы нет. Затрамбованная смесь из указанных компонентов в опалубке (фанера или ОСБ) мгновенно застывает за счет свойств вяжущего. Опалубка может сниматься сразу после трамбовки утеплителя. Материал, называемый костробетон, набирает прочность, превращаясь в легкие камни, за счет поглощения углекислого газа из атмосферы. А это очень важная вещь, потому что выбросы СО2, как известно, –  одна из глобальных экологических проблем. Этот материал революционный, потому что он заменяет наполнение традиционного дома-каркасника: минеральную вату, ОСБ, гипсокартон, пленки…

– Насколько кострабетон вынослив, например, к испытаниям колебаниями температуры?

– Так случилось, что дом для моего знакомого в Украине создавался осенью и в начале зимы, которая, к счастью, в том году была достаточно теплой – температура в начале декабря достигала десяти градусов. Мы успели залить из раствора стены, а через две недели ударил двадцатиградусный мороз. Я очень переживал, чтобы не возникло трещин. Пришла весна, этого, к счастью, не произошло. И я еще больше утвердился во мнении об уникальных свойствах костробетона.

"Наш материал приобретает любую желаемую форму. Можем сделать стены даже волнистыми"

– Правда ли, что в доме из промышленной конопли можно обойтись без радиаторов?

– Костра конопли – отличный утеплитель, однако обогрев понадобится. А вот энергоэффективность технологий превзойдет ваши ожидания. Мы построили дом для одной семьи в Киеве, но люди там практически не жили. Электрический котел работал зимой на маленькой мощности, обеспечивавшей в доме температуру 18 градусов. Когда же владелец увидел платежки за электроэнергию, у него возникло желание построить еще один дом из конопли. Сумма в счете за отопление дома площадью 106 метров в 2019 году была около 400 гривен, что меньше стоимости отопления небольшой однокомнатной квартиры в Киеве.

– Невероятно!

– К тому же надо учитывать, что квартира в многоэтажке зимой охлаждается с одной-двух сторон, а дом – со всех. Знаете, раньше люди строили большие двух-трехэтажные дома площадью 200-300 квадратных метров и больше. На третий этаж, правда, могли подниматься раз в полгода. Устраивали там в основном хранилище для вещей – старых лыж, велосипедов… А сейчас люди поняли, что строить такие огромные дома не имеет смысла, потому что отапливать их слишком сложно, ведь энергоносители дорожают. Поэтому на своих лекциях, которые меня приглашают читать в разных странах мира, всегда говорю, что стоит вкладываться в энергоэффективные технологии и материалы. Это очень серьезная экономия на будущее. К тому же это инвестиции в здоровье. Известь в составе материала отличный антисептик пространства. Он практически исключает появление грибка в помещении.

– Читала, что в домах из промышленной конопли практически идеальная влажность. А это, как известно, тоже очень важно для здоровья.

– Саморегуляция влажности основное преимущество такого утеплителя, она происходит за счет пористости структуры материала. Оптимальная влажность способствует комфортному самочувствию человека.

– Не могу не поинтересоваться шумопоглощающими свойствами кострабетона.

– В домах из конопли хорошая звукоизоляция. Однако, это еще не все. У этого материала отличные акустические свойства. Звучание инструментов в таких домах впечатляет. Кстати, мы стали первой компанией в мире, возводящей купольные дома из конопли. Потолок имеет форму, как в храмах. В таких постройках, где нет над головой железобетонной плиты, совсем другая энергетика. Материал принимает любую желаемую форму. И это еще одно его свойство. Можем сделать стены даже волнистыми.

– Правда ли, что вашим домам не страшны пожары?

– Мы протестировали материал на горючесть в профессиональной отечественной лаборатории. Образец толщиной 15 сантиметров специалисты поместили в камеру с температурой 900 градусов и в течение часа пытались его прожечь. Ничего не вышло! А поскольку стены наших домов имеют толщину 40 сантиметров, это значит, что в течение трех часов дом не загорится даже при столь высокой температуре. Материал негорюч из-за того, что содержит большое количество извести. Именно она в составе материала не позволяет грызунам попасть в дом. Носик у мышки влажный, а известь при взаимодействии с влагой прожигает кожаные покровы.

– В чем преимущество материала из конопли перед соломой?

– Огнестойкость – одна из них. Соломенные панели следует штукатурить глиной или известью, чтобы защитить от огня и агрессивной внешней среды. Наш материал можно и не штукатурить, он обладает защитными свойствами. Когда конопляный утеплитель каменеет, известь возвращается в свое естественное состояние известняка. В сущности, химическая реакция завершена и материал становится инертным.

– Как вы уже сказали, строительством из промышленной конопли занимается немало компаний в мире. А в чем ваша уникальная "фишка"?

– В вяжущем компоненте. Созданный на бесцементной основе, он полностью экологичен и может использоваться с разновидностями биомассы. Не обязательно его сочетать с коноплей. Альтернативой могут быть рубленые стебли камыша, солома. А еще велико преимущество нашего метода в отсутствии технологической паузы. Залив пласт нашего раствора, можно сразу снимать опалубку и работать с материалом дальше. Это позволяет строить достаточно быстро.

Дома из конопли дорогие?

– Их цена примерно на десять процентов выше домов из газоблока и ваты. Однако хочу подчеркнуть, что инвестиции в наш материал со временем вернутся за счет энергоэффективности. Содержать такое жилье гораздо выгоднее, чем обычное. А в перспективе такие дома можно будет достаточно легко продать, потому что они будут востребованы. Достаточно показать потенциальному клиенту платежку за отопление.

– Какой срок эксплуатации дома из конопли?

– Не менее семидесяти лет. Это очень крепкий материал. И я даже не знаю, что должно случиться, чтобы он разрушился. У нас был кейс в Калифорнии, когда мы построили первый дом из конопли на колесах. Его создали на трейлере для масштабного фестиваля, который проходил в Сан-Диего, через три дня. Едва построив, в течение суток дважды его передвигали по городу. И он не дал трещин. Думаю, такие постройки смогут выдержать даже землетрясение. Как видите, о преимуществах костробетона я могу рассказывать часами. Кроме того, приглашаю всех желающих посетить наши дома. Кстати, недавно мы создали конопляные штукатурки с известью. Ими можно штукатурить любые поверхности. Мы стремимся, чтобы люди смотрели в сторону природных материалов, гарантирующих комфорт и здоровье.

– Над чем вы сейчас работаете?

– Над фантастическим проектом. Строим самый большой в истории Украины дом из конопли. Это будет жилой комплекс площадью 900 квадратных метров для переселенцев и детей-сирот недалеко от Стрыя. Донатим материалы, помогаем приобщить деньги через наш фонд, учим строить. Надеюсь, что этот дом поможет людям, оказавшимся в ужасных обстоятельствах, начать новую жизнь.

"Считаю, что люди, не совершающие никаких ошибок, не достигают успехов"

– Сергей, а вы живете в доме из конопли?

– Я в процессе его строительства. Дом будет максимально энергоэффективным и автономным. Прекрасное решение – использование солнечных панелей. Хочется тратить минимум денег, чтобы содержать дом. Обязательно построю небольшую теплицу, где можно будет выращивать овощи и зелень. А еще для меня важно, чтобы в помещении было как можно меньше острых углов. В приоритете – скруглены природные формы. К сожалению, мы тратим немало энергии, чтобы ориентироваться в пространстве с прямыми углами.

– Пожалуй, ваш дом будет купольным?

– К сожалению, нет – не разрешает размер участка. Но если говорить о доме мечты, это именно купольное здание. Мне нравится необычная архитектура жилья. Взять хотя бы дом Пьера Кардена в форме пузырьков (Bubble House), расположенного вблизи Канн. Это сооружение с элементами шаровидной формы абсолютно фантастично.

– Несколько лет назад мне удалось пообщаться с Пьером Карденом. Он увлекался энергоэффективной архитектурой и планировал построить во многих городах мира Дворцы света. Рассказывал мне о 60-этажном дворце в Венеции, похожем на цветок, лепестки которого расположены на разных уровнях и словно тянутся к небу. Окружать это сооружение он планировал домами-"грибочками", использующими энергию солнца. Фактически это скульптура, в которой можно жить. Интерьеры тоже планировались необычными. Комод в виде скульптуры бабочки, картина на стене действительно могла быть кондиционером.

– А вы заметили, что в этом проекте преобладают природные формы? Человек устал жить в железобетонных "коробках".

– Какой дизайн интерьера вам близок?

– Я бы использовал только природные материалы: известковые и глиняные штукатурки, дерево… Пол бы выбрал глинобитный. Ходить по глине босиком гораздо приятнее, чем по плитке, даже теплой. В декоре ванной комнаты использовал бы марокканскую штукатурку. Кстати, ванна вообщем может быть элементом стенки. Это очень хорошо выглядит!

– А какая кухня вам нравится?

– Максимально светлая и просторная, при этом небольшая. Теплый пол, большие окна и "остров" в центре (пространство для приготовления пищи) – все, что нужно. Обязательный элемент помещения – камин или печь (возможно, даже с лежанкой). Наши предки всегда имели такие в хатах. Когда человек болел или плохо себя чувствовал, ложился на лежанку и быстро восстанавливался. Печь и камин альтернативные источники тепла. Также они важны для комфорта, иногда хочется посидеть и посмотреть на огонь, а не на экран телевизора.

Что вы вкладываете в понятие "счастливый дом"?

– Это дом, где много детей. Они – цветы нашей радости. А без них жилье грустное. Вообще же дом – это нечто сокровенное для каждой семьи. Вы можете обустроить его так, как вам и вашим родным людям удобно.

– Сергей, что вас вдохновляет?

– Благодарность наших клиентов и то, как они радуются, когда видят свое новое жилье. Когда человек хорошо себя чувствует, он способен помогать и другим. Понятно, что не все бывает безупречным. Первые мои проекты были даже убыточны. Но меня это не сломило, а наоборот, мотивировало двигаться дальше, совершенствоваться. Считаю, что люди, не совершающие никаких ошибок, не добиваются успехов. Благодарность дает энергию и силу действовать дальше. Практически со всеми заказчиками у меня дружеские отношения. И это о многом говорит. Этими дружескими отношениями я очень дорожу.

Автор:

Ольга Сметанская

Интервьюер

20 лет стажа работы в СМИ. Первый в Украине тренд редактор. Автор интервью с экспертами и лидерами отраслей в различных сферах. Интервьюер создателей всемирно известных брендов.
Все статьи автора

Комментарии

716

Ваш запрос принят

Отдел продаж свяжется с Вами в ближайшее время