Архитектор Ольга Клейтман: "Проектируя объект, всегда представляю, как он будет выглядеть в разное время года"

12 мин

Ольга Клейтман – известный украинский архитектор, руководитель архитектурной студии SBM, среди проектов которой Саржин Яр в Харькове, Амарантовое побережье в Бердянске, Черкасская набережная, Зеленая роща в Днепре, "Дикий Левый" в Киеве… Не менее интересны и проекты частных домов.

Творческое кредо команды компании заявлено на ее сайте: "Наша главная цель – не навредить. Мы ценим взаимодействие людей и природы и верим, что можно научиться многим вещам, уважая традиции и культуру. При этом мы внедряем технологические инновации для создания уникальных проектов".

В интервью порталу НЕРУХОМІ архитектор Ольга Клейтман рассказала о наиболее интересных проектах студии, новых трендах в строительстве и жилье собственной мечты.

"Одна из изюминок харьковского парка Саржин Ярдетская площадка с атмосферой марсианской пустыни"

Ваша команда была отмечена в 2020 году Гран-при Первой национальной премии в области ландшафтной архитектуры и садового дизайна, а в 2022 году – наградой от американской архитектурной платформы Architizer A+Awards в категории "Лучшая фирма из общественных проектов". Чем особенный этот ваш проект?

– Саржин Яр – водно-ландшафтный парк площадью в семнадцать гектаров, расположенный в центральной части Харькова. В ущелье парка есть мощный пресноводный источник. В советское время над бюветом источника было построено бетонное покрытие в футуристической стилистике. Преимущественно парк использовался как место для получения питьевой воды и возможности погрузиться в ванную, наполненную прохладной водой. Мы решили создать современный водно-ландшафтный парк с живописными озерами, велоестакадами, детскими игровыми локациями, спортивной площадкой для людей всех возрастов и деревянной террасой для занятий йогой. Мы сохранили четыре гектара природной лесной зоны, добавив только гравийные дорожки. Одним из наших главных приоритетов было оставить большую часть территории девственной, в ее естественном состоянии. Ведь природных парков обычно в центре городов очень мало, а имеющиеся часто заасфальтированы, забетонированы, пафосно декорированы мрамором и гранитом. Мы же стремились, чтобы горожане чувствовали себя как они находятся за городом, на даче, где можно проводить время в шортах и панамке.

– И это, судя по всему, вам удалось.

– Думаю, что да. Мы придумали систему дамб, из маленького ручейка создали живописные искусственные озера. Они стали изюминкой этого парка. Необычными получились и велоестакады. Велосипедисты ездят по решетчатому настилу на уровне крон деревьев, а внизу происходит пешеходное движение. Еще одна изюминка парка детская площадка с атмосферой марсианской пустыни. Космические пейзажи и приключения всегда интересны детям. В окружении высоких холмов дети остаются словно наедине на далекой планете с действующим вулканом, марсианской рекой, островом и останками загадочных животных.

– Есть повод скучать по детству. Такова площадка – настоящая сказка.

– Для взрослых в парке также много интересного. К примеру, аттракцион по рыбной ловле. В павильоне можно взять напрокат удочки и другие рыболовные снасти и ловить запущенную в озеро форель. Улов обычно люди покупают и забирают домой. Интересно, что аттракцион длится круглый год – практически в любую погоду. Развлечение по душе родителям и детям, нередко приходят сюда и дедушки и бабушки с внуками. Саржин Яр горожанам очень нравится. Я вам даже больше скажу: когда мы кончили проект, цены на недвижимость рядом с парком существенно поднялись.

"В тренде строить только то, что невозможно получить путём реконструкции"

– Какими еще работами особенно гордитесь?

– Эскизный проект Амарантового побережья в Бердянске. Основная его идея добавить урбанизированной среде природной красоты. Когда я появилась на свет, мои родители были студентами. У них не было денег, поэтому они снимали небольшую комнатку в помещении, находившемся далеко за городом. Каждый день водили меня в детский сад через лес, а потом отправлялись на учебу. Я видела, как весной природа пробуждается, как летом все цветет и плодоносит, как осенью опадают и желтеют листья, а зимой все покрывается инеем и снегом. И это не прошло для меня бесследно. Проектируя объект, я всегда представляю, как он будет выглядеть в разное время года. Под Бердянском много соленых лиманов, в этой местности растет красная солеросная трава. Так возникла идея проекта побережья Амаранта. Мы стараемся, чтобы каждый наш проект базировался на подлинности местности. Этот подход находит отражение и в проектах Черкасской набережной и "Дикий Левый" в Киеве, над которыми мы сейчас работаем. А вообще знаете, какой самый удачный проект парка или набережной? Когда не чувствуется, что над всем этим работал архитектор. Всё должно быть очень естественно. Мы даже скамейки делаем из фрагментов дерева или камней, как будто эти объекты созданы природой.

– Какие сейчас тренды в парковой архитектуре?

– Важно пытаться использовать ту флору, которая растет в данной местности и чувствует себя здесь лучше. Сейчас в ландшафтных проектах очень популярна высокая трава, остающаяся на зиму. Кстати, она и в снегу очень хорошо смотрится. Что касается трендов в архитектуре и строительстве, важнейший – экологичность. Все больше людей в мире озабочены тем, что чем больше зданий возводится, тем больше загрязняется среда, в которой мы живем. Так что в тренде строить только то, что невозможно получить путем реконструкции. Пора осуществлять реновации и реконструкции. В частности, это может касаться медицинского или учебного заведения.

"Все наши заказчикимечтатели. И для архитектора каждый проект – возможность помечтать вместе с ними"

– Правда, что дом в селе Быстрое на Харьковщине был признан одним из 50 лучших домов мира?

– Да, по версии ArchDaily. Этот одноэтажный дом с нависающей над оврагом плоской крышей находится в пригороде Харькова. Дом очень аутентичен. В нем все отечественное – материалы, мебель, созданные нами люстры "Калина". Образ красной калины олицетворяет тепло родительского дома, любовь к родной земле.

Невероятно красиво!

– Спасибо. Дом достаточно компактен – площадью до 200 квадратных метров. Рядом – озеро и овраг. Это дом входного дня, куда люди приезжают для единения с природой. Сердцем дома есть гостиная с кухней, через панорамные окна можно наслаждаться живописным видом на озеро. А в теплое время года граница между гостиной и террасой стирается благодаря системе, прячущей окна внутрь камина. Торшеры на террасе – это конструктивная опора для крыши, в то же время они создают особенно уютную атмосферу для семьи во время летних ужинов и чаепитий.

– В одном из проектов домов меня поразил бассейн, в водной глади которого отражаются небо и деревья. Настоящая картина! Неужели такой эффект можно запрограммировать?

– Да, конечно. К слову, это первый в Украине бассейн из нержавеющей стали. Что касается визуальных эффектов, если вы внимательно посмотрите на фото, увидите зеленые кубы. Эти элементы ландшафтного дизайна не случайны. Владелец дома выразил пожелание видеть из гостиной природное озеро, однако, чтобы люди, отдыхающие у водоема, его не замечали. Это как в театре, когда зритель наблюдает все, что происходит на сцене, однако артисты не в курсе того, что происходит в зале. Именно благодаря этим зеленым кубам, расположенным на двух разных линиях, нам удалось воплотить желание владельца.

– Каждый проект частного дома уникален и тем интересен.

– Это действительно так. Все наши заказчики мечтатели. И для архитектора каждый такой проект – может помечтать вместе с ними. Недавно с нашей студией связалась семейная пара, живущая в Испании. Жена и мужчина сказали, что хотят заказать проект дома. Мы долго разговаривали. И вдруг они говорят: "А знаете, откуда мы о вас знаем?" И рассказывают такую историю. Когда они поженились, ей было двадцать, ему – сорок. У них родился ребенок. Тогда решили построить здание своей мечты в Барселоне. Женщина вспомнила, что в пятнадцать лет она гостила у подруги в доме Черепаха, созданном под Киевом нашей студией. Он действительно очень похож на эту рептилию, живущую, как известно, очень долго. Человек с хорошо развитой фантазией может вообразить в нем и голову, и лапы. Уютная атмосфера этого дома навсегда осталась в памяти женщины, потому они с мужем и обратились к нам.

"Обычно я отказываю заказчиков от проектирования домов площадью более 500 квадратных метров"

– Интересная история!

– Дом "Черепаха" действительно очень уютный. К примеру, в одном помещении я использовала три разновидности дерева. Так и в кухне, и в гостиной. Каждая древесина стареет по-разному, что создает эффект усадьбы с историей. Это было пожелание заказчика: чтобы было чувство, что этот дом был здесь всегда. Кстати, на территории усадьбы есть необычная баня. Мы ее назвали "Дикая баня". Совместить дикий сруб с исторически стилизованным фасадом дома Черепаха было непростой задачей. В результате мы решили углубить баню на полтора метра ниже уровня земли и покрыть крышу осиновым гонтом. Таким образом, она гармонично слилась с окружающим ландшафтом.


– Часто ли вам приходится в чем-то убеждать клиентов?

– Обычно я отговариваю заказчиков от проектирования домов площадью более 500 квадратных метров. Но есть и такие клиенты, стремящиеся, чтобы площадь дома была полторы тысячи метров. Я же убеждаю их, что для того чтобы жители дома гармонично общались между собой, чтобы в доме царила атмосфера уюта и любви, нужно пространство, где бы люди "не терялись".

– Вспомнился снятый в Испании выпуск программы "Орел и решка" с участием Андрея Данилко. Поселившись в огромном замке, Верка Сердючка пришла к выводу, что не дай Бог в таком пространстве где-нибудь забыть или потерять телефон…

– Именно так (улыбается).

– Какой дом вашей мечты?

– Возможно, вы замечали, что обычно после фэшн-показов дизайнеры выходят в черной одежде? Это связано с тем, что они проживают в создающей одежде сто жизней. Мы же проживаем сто жизней в проектируемых домах. В конце концов, например, я сейчас живу в квартире, где белые стены и много дерева. Все просто и лаконично. Вы знаете, в каком доме жил легендарный французский архитектор Ле Корбюзье? В нем было всего две комнаты, при этом очень классный вид на море. Мне такое жилье тоже нравится. Если бы я строила дом для себя и своей семьи, он был бы площадью не более 70 квадратных метров и с видом на живописную природу.

"Мечтаю о саде, который могла бы видеть из каждого окна в доме"

– На сколько же жильцов, если не секрет, было бы рассчитано такое жилье?

– У меня есть мужчина, которого я очень люблю. У нас четверо детей. Но я понимаю, что им будет неинтересно жить с нами всю жизнь. Когда ребенок вырастает и приезжает к родителям в гости, ему в доме должна быть гостевая комната. При этом есть еще один момент. Моя дочь Алина известный скульптор и художница. Я собираю работы Алины и ее друзей. Мне бы хотелось иметь помещение, где я могла бы разместить коллекцию, которая есть у меня сейчас и, надеюсь, станет еще больше в будущем.

– Без чего не представляете свой дом?

– Пожалуй, без картин. А еще мечтаю о саде, который мог бы видеть из каждого окна в доме. Очень хотелось бы, чтобы этот сад украшали скульптуры моей дочери.

– Любите ли вы готовить? Но о какой кухне мечтаете?

– Готовить очень люблю. Для меня это творчество и одновременно отдых. Когда начинаю готовить время проходит незаметно. Как я уже сказала, у меня большая семья – четверо детей и мужчина. Я люблю их угощать вкусными блюдами. Мечтаю о лаконичной кухне, с белыми фасадами. Мне кажется, что на белом фоне классно смотрится все: и борщ, и овощи и фрукты.

"Важнее всего, как человек будет чувствовать себя в пространстве, которое мы создадим"

– А какой видите идеальную для себя ванную комнату?

– Мне нравятся природные решения. Например, использование камня – в частности, индийского red rainbow, что в переводе означает "красная радуга". Это плотный песчаник, бархатный на ощупь. Относительно сантехники мне нравятся сочетания дерева с нержавеющей сталью в аксессуарах. Это выглядит очень прикольно. Но интерьер, на мой взгляд, не должен быть модным. Мода быстро проходит, поэтому я стараюсь создавать просторы без признаков того, в каком году это воплощено. Важно не догонять моду, а идти по своему пути. Кстати, такое же видение у меня в одежде. В моем гардеробе за последние двадцать лет собраны хорошие вещи – и я их миксирую между собой в соответствии с настроением. Конечно, время от времени покупаю что-нибудь новенькое. Точно так и с аксессуарами.

– Что вас вдохновляет в творчестве?

– Окружающий мир. Природа, искусство, талант людей… Мне не интересно скопированное, вторичное. Это можно сравнить с тем, что я люблю пить родниковую воду не из бутылки, а из самого источника.

– Каково ваше личное творческое кредо?

– Когда я создаю проект, не ставлю своей целью победить в каком-либо конкурсе. Важнее всего, как человек будет чувствовать себя в том пространстве, которое мы создадим – парке, общественном здании, интерьере частного дома. Иногда мне кажется, что я чувствую, как он будет там чувствовать себя. Скажем, приходит заказчик и говорит, что был у кого-то в гостях, видел зеленый камин и мечтает о подобном у себя дома. В тот же миг я уже представляю собеседника у такого камина. Иногда понимаю, что он ему не нужен. Мне кажется, что большая часть моей работы – понимать психологию человека, чтобы создать для него пространство, в котором ему будет комфортно. Если заказчик говорит, что спроектированная мной гардеробная в ее доме для него маловата, без колебаний вношу коррективы, потому что этому человеку так нужно, это его мечта – и она должна осуществиться.

– За какой архитектурой, по вашему мнению, будущее?

– Я работаю уже достаточно давно – с 90-х годов. Уже выросли дети наших заказчиков, на ноги становятся их внуки. И я могу сказать, что уже практически все насытились большими домами, высокими заборами. Молодежь – это уже люди мира. Они много путешествуют. Весь мир сосредоточивается в гаджетах. Молодые люди больше всего стремятся к впечатлениям и охотятся за ними. Поэтому я считаю, что жилье, которое им нужно, должно быть небольшое, достаточно комфортное. При этом они сильно нуждаются в публичных пространствах – это кафе, рестораны, парки, променады, спортивные арены… Молодые заказчики относятся к своему жилью просто как к функции, а не как к месту самоутверждения. Так что, думаю, человечество стремится к тому, что в приоритете будут небольшие квартиры – собственные или арендованные, а также публичные пространства разного направления.

– Каков, по вашему мнению, секрет атмосферы счастливого дома?

– Считается, что архитекторы – люди, наиболее удовлетворенные своей профессией. Почему? Потому что мы обычно работаем со счастливыми людьми, мечтающими о будущем.

Автор:

Ольга Сметанская

Интервьюер

Ольга Лесничая (творческий псевдоним – Сметанская). 20 лет стажа работы в СМИ. Первый в Украине тренд редактор. Автор интервью с экспертами и лидерами отраслей в различных сферах. Интервьюер создателей всемирно известных брендов. Эксперт Национального репутационного рейтинга компаний.

Все статьи автора

Комментарии

376

Ваш запрос принят

Отдел продаж свяжется с Вами в ближайшее время