Железнодорожный вокзал Киева: от деревянного барака до памятника архитектуры. Фото

5 мин

Для многих знакомство с Киевом начинается с железнодорожного вокзала. Чаще всего, сойдя с перрона, люди сразу же направляются по своим делам и не обращают внимание на само здание. И зря, поскольку его архитектура самобытна, а история строительства – интересна и неординарна.

О том, как киевский вокзал эволюционировал из деревянного барака до памятника архитектуры – читайте в статье НЕРУХОМІ.

Барак

Первоначальное здание киевского железнодорожного вокзала было возведено в 1868–1870 годах, сразу после того, как к городу проложили железную дорогу. Его архитектором стал Иван Вишневский.

Вокзал представлял собой двухэтажное сооружение из жёлтого кирпича, построенное в стиле староанглийской готики. Почему было выбрано такое необычное решение – неизвестно.

Известно лишь, что длина здания составляла всего 133 метра. А это меньше размеров пассажирской платформы. Позже вокзал удлинили до 144 метров. Но, даже несмотря на это, залы ожиданий были тесными. Правда, в них коротали время в ожидании поезда простые пассажиры. Для привилегированных особ в здании вокзала имелись специальные роскошные помещения.

Киев рос. Росли и железнодорожные перевозки. Маленького здания вокзала уже не хватало, а потому на высочайшем государственном уровне было принято решение провести реконструкцию вокзала и всей станции. Такие меры должны были улучшить качество обслуживания пассажиров и увеличить мощность железнодорожного узла.

Разработать проект нового здания вокзала поручили петербургскому архитектору Владимиру Щуко. Ознакомившись с местностью, Щуко задумал возвести два вокзала и соединить их переходом. Сооружение должно было выглядеть сверху в виде буквы "Н". Собственно, таким киевский вокзал является сейчас. Однако эта задумка осуществилась лишь в 2001 году.

Стоит отметить, что здание вокзального комплекса должно было быть выполнено в нетипичных для Киева романских формах.

Пока старое здание демонтировали, в 1908 году в конце улицы, которую позже назовут Старовокзальной, из дерева построили временный одноэтажный пассажирский павильон. Тогда не предполагали, что деревянный барак, выполняющий функцию вокзала, простоит почти 25 лет.

К 1913 году старый вокзал снесли и заложили фундамент под строительство нового. А со следующего года властям уже было не до возведения вокзалов. Началась первая мировая война, а затем революционные события.

Новый вокзал

Вернулись к теме строительства нового железнодорожного вокзала только в середине 1920-х годов. На разработку архитектурного проекта железнодорожного вокзала в Киеве был объявлен конкурс. По его условиям, фасад здания должен быть выдержан в духе конструктивизма, но с учетом элементов украинского барокко. Победителем стал проект киевлянина Александра Вербицкого с участием Павла Алешина.

Торжественная церемония закладки фундамента нового вокзала прошла 7 ноября 1927 года. К 1932 году он был возведен.

Для того времени вокзал получился исполинским. Здание железнодорожной гавани доминировало над прилегающей городской застройкой. Главным элементом стал центральный вестибюль высотой 37 метров с огромным оконным проемом, который своей формой напоминал барочные фронтоны украинской архитектуры XVII-XVIII веков.

Вербицкий также придумал туннели для прохода пассажиров к поездам. Внутренняя часть помещений вокзала тоже была продумана архитектором до мелочей. Он спроектировал скамьи для отдыха, киоски для продажи газет и журналов, буфеты, оборудование билетных касс и знаменитую парадную лестницу, ведущую на второй этаж. Конструктивной особенностью вокзала стал монолитный каркас с заполнением шлакобетонными блоками. Для того времени это стало новшеством.

В таком виде вокзал просуществовал до 1941 года. Утром 22 июня 1941-го бомбовые удары гитлеровской авиации нанесли урон железнодорожному узлу Киева. Попали снаряды и в само здание вокзала.

Затем Киев был захвачен гитлеровцами, они использовали железнодорожный вокзал для своих нужд. После отхода из Киева, в ноябре 1943 года, гитлеровские войска попытались его взорвать. Однако творение архитектора Вербицкого выстояло.

Реконструкция

Внутренние интерьеры поручили реконструировать архитектору Георгию Домашенко. Реконструкция вышла неудачной.

Писатель-киевлянин Виктор Некрасов в "Городских прогулках" отмечал: "Арки уничтожены, заменены спаренными колоннами, параболические окна по мере возможности заделаны и "украшены" по бокам нелепыми пилястрами, потолок усеян какими-то звездочками, в залах ожидания между ригелями бетонных рам производственно-идиллические пейзажи, вместо светящихся плафонов – тяжелые метростроевские люстры. От замысла архитектора не осталось ничего. Его уничтожили с непонятной варварской жестокостью".

Следующая и на данный момент последняя реконструкция внутренних интерьеров вокзала состоялась в 2001 году – были убраны элементы советской символики, в частности, статуя Ленина. Кроме того, построили Южный вокзал, который соединили переходом с главным зданием.

Сейчас железнодорожный вокзал Киева является памятником архитектуры и охраняется государством.

Кстати, уменьшенная копия здания вокзала воссоздана на детской железной дороге в Сырецком парке Киева.

Автор:

Команда Нерухомі

Редакция

Опытные эксперты в сфере юриспруденции, градостроительной деятельности, архитектурно строительного контроля и надзора. Они специалисты с многолетним опытом работы в государственных структурах, соответствующим образованием и знаниями, которые решили присоединиться к проекту, чтобы помочь оздоровить рынок недвижимости.

Все статьи автора

Комментарии

733

Ваш запрос принят

Отдел продаж свяжется с Вами в ближайшее время