В прошлую пятницу Верховной Радой Украины был принят законопроект №7398 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению требований гражданской защиты при планировании и застройке территорий.
Во многих СМИ документ презентовали как закон о бомбоубежищах в каждом многоквартирном доме.
Однако эксперты НЕРУХОМІ, ознакомившись с текстом принятого закона, не нашли ни одной нормы, которая обязывала бы застройщика проектировать и строить укрытия.
Документация на строительство может предусматривать строительство бомбоубежищ, а может и не предусматривать
Согласно принятому закону, проектная документация на строительство обязательно должна содержать раздел инженерно-технических мероприятий гражданской защиты (ИТЗ ЦЗ), в составе которого может предусматриваться строительство защитных сооружений гражданской защиты или сооружений двойного назначения.
По поводу этой нормы Главное юридическое управление Аппарата ВРУ предоставляло нардепам замечания: "на уровне закона не может определяться дискреционный (произвольный) объем проектной документации на строительство и возможность включения в нее требований по строительству защитных сооружений гражданской защиты. Поскольку речь идет о жизни и здоровье, безопасности людей на объектах строительства… строительство защитных сооружений гражданской защиты для таких объектов строительства должно быть обязательным".
Выходит, что выводы юридической экспертизы законопроекта подтверждают тот факт, что ни о каком обязательном строительстве бомбоубежища речь не идет. А закон, который скоро будет на подписи у президента, только дает возможность строительства убежищ.
Обязательным будет только разработка раздела инженерно-технических мер гражданской защиты. Но новое ли это требование?
Новый старый обязательный раздел?
Согласно положениям принятых изменений, указанный раздел обязательно должен содержаться в проектной документации, в частности, относительно объектов строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями и в которых будут постоянно находиться более 50 физических лиц или периодически будут находиться более 100 физических лиц.
Таким образом, под этот критерий подпадает почти любое многоквартирное здание. Такое же требование по разработке раздела ИТЗ ЦЗ в проектной документации теперь должны содержать и градостроительные условия и ограничения.
Однако следует начать с того, что обязанность разработки раздела инженерно-технических мероприятий гражданской защиты уже предусмотрена действующим законодательством и строительными нормами. Хотя с 01.07.2019 наличие этого раздела в проектной документации осталось обязательным только для определенного перечня объектов, не включающего жилищное строительство.
Наличие этого раздела в проектной документации сейчас предусматривается государственными строительными нормами ДБН А.2.2-3-2014 "Состав и содержание проектной документации на строительство" и ДБН В.1.2-4:2019)".
Так, нормы принятого закона расширили перечень объектов, для которых предусмотрено разрабатывать раздел ИТС ЦЗ в проектной документации. Однако содержание и объем этого раздела ни для проектной документации, ни для градостроительной документации не раскрывается и не содержит новых требований, а следовательно, не изменяет текущего положения вещей.
Отсутствие хранилищ ≠ отказ в выдаче сертификата
Закон расширяет основания отказа в выдаче сертификата готовности построенных объектов. Устанавливается, что отказ будет предусмотрен за несоответствие объекта проектной документации по соблюдению требований, предусмотренных разделом инженерно-технических мер гражданской защиты.
Однако, как выяснили эксперты НЕРУХОМІ и подтверждают результаты юридической экспертизы Аппарата ВРУ, проектная документация может и не предусматривать наличие бомбоубежища, а ни одна действующая строительная норма не носит обязательственного характера относительно их наличия. Следовательно, соблюдение требований этого раздела не равно наличию бомбоубежища.
Будут ли бомбоубежища в каждом доме? Положения законопроекта не содержат обязательств по проектированию или строительству бомбоубежищ в жилом доме, а лишь дублируют уже существующее право застройщика проектировать и строить укрытие.
Для внедрения надлежащей системы гражданской защиты необходимо внесение изменений в государственные строительные нормы. Пока же обеспечение надлежащих защитных сооружений при новом строительстве жилых домов остается на совести застройщиков и может служить основанием для хорошего маркетингового предложения с повышенным ценником для покупателей будущей недвижимости.