Эксперт по лазерному сканированию Ярослав Покотило: "Скоро будет воплощена полная цифровизация среды, в которой мы живем"

9 мин

Ярослав Покатило – основатель и CEO компании EverScan, которая занимается лазерным сканированием объектов разного масштаба – ландшафтов, построек и небольших механизмов сложной формы.

Инновационные технологии, которые она применяет, это просто фантастика. Легендарный Стив Джобс говорил: "Если хочешь идти по новому пути, ты должен проложить его своими силами". Именно так действует Ярослав Покотило. Этот путь непрост, но очень интересен.

В интервью порталу НЕРУХОМІ ведущий украинский эксперт по лазерному сканированию Ярослав Покотило рассказал о самых интересных проектах компании и технологиях, за которыми будущее.

"Там, где геодезическое исследование местности осуществляется около года, ее лидарное сканирование выполняется за день"

– Ярослав, когда появилась технология лазерного сканирования?

– Более двадцати лет назад. Со временем многие компании начали создавать оборудование для воплощения этой технологии. Системы стоили очень дорого, поэтому инженерный рынок не мог себе позволить ее повсеместное использование. Более доступными системы стали после 2010 года. Сегодня это очень популярное направление по всему миру. Думаю, через несколько лет будет воплощена полная цифровизация среды, в которой мы живем. Есть разные виды сканирования. Наша компания объединяет все существующие, и в этом смысле является флагманской в Украине.

– Какие же?

– Первая разновидность – стационарное, наземное сканирование. Это исследование статических объектов с помощью лазерного сканера, крепящегося оператором на штативе. Оно очень эффективно для сверхточного сканирования в городской среде, в частности, фасадов зданий и внутренних помещений. Эта разновидность часто применяется при реставрации, ведь дает точный слепок того, что есть. К примеру, сейчас наша компания присоединилась к сканированию памятников архитектуры в Киеве. Первоначально это был общий проект с Картой Реновации. Они создавали паспорт здания, а у нас – ее цифровую копию. Впоследствии мы выступили с собственной инициативой, которая называется Neodnakovo. Начали с сканирования киевских мозаик. Сканирование памятников архитектуры сейчас, во время войны, очень важно. При разрушении их можно будет реставрировать. Сейчас мы отсканировали уже более двадцати памятников.

Отличная идея!

– Вторая разновидность – лидарное, воздушное сканирование. Это исследование масштабных объектов лазерным сканером, который закрепляется на дроне, вертолете или самолете. Большие заводы, городские кварталы, карьеры, леса, рельеф – все это проще сканировать с помощью легких беспилотных аппаратов. Лидерное сканирование позволяет получить цифровую копию местности. Скажем, сейчас мы сотрудничаем с застройщиком, планирующим создать большой туристический комплекс с трассами и подъемниками в Карпатах – на одной из гор. Осуществлять геодезические работы в этой местности очень сложно, потому что рельеф покрыт лесом. Оно длилось около года. Лидарное лазерное сканирование с помощью вертолета выполняется за день, а с помощью дронов – несколько недель. Итак, сегодня это единственный эффективный способ исследования местности, получение точной модели рельефа со всеми его нюансами. Застройщик получает полное понимание особенностей местности, что позволяет принимать правильные решения. Проектирующим специалистам даже не нужно выезжать на место будущей застройки. Находясь в офисе, они получают исчерпывающую информацию. И геодизистам не нужно рисковать жизнью, если, скажем, горной местности присущи большие перепады высот. Ведь человек может оступиться и упасть в пропасть – это опасно. Также исключаются риски, если работы ведутся на еще не полностью разминированной местности. Физическое присутствие человека на сканируемой местности при лидерном лазерном сканировании с помощью беспилотников не требуется.

"Мы сканировали усадьбу легендарного авиаконструктора Игоря Сикорского"

– Какова же третья разновидность сканирования?

– Объектное. Это сканирование машинных механизмов в автомобильной и авиационной отраслях. Точность его – до восьми микрон. Оно позволяет повторить деталь или создать ее модификацию. Сейчас мы объединяем все виды сканирования. Это непростая задача, но она позволяет получить максимально подробный слепок поверхностей. Сейчас таким образом сканируем для скорейшего восстановления город Ирпень. Если бы технология существовала раньше, многие разрушенные памятники и исторические здания в Украине и мире можно было бы максимально точно воссоздать.

– А таких объектов немало. Недавно я общалась с киевской художницей Анастасией Григорьевой, создавшей серию картин в проекте "Киев, которого нет". На ее полотнах изображены дома, когда-то являвшиеся украшением города. Это и дом Бендерского, построенный по проекту архитектора Городецкого, и гостиница "Континенталь", в создании которой он участвовал… Настоящие архитектурные жемчужины!

– Однажды мы сканировали усадьбу легендарного авиаконструктора Игоря Сикорского. Это был очень интересный проект, который позволил авторам идеи создать виртуальную экскурсию по дому. Кроме дела, которым я занимаюсь, мне интересна история. У нас был необычный проект с археологами. В Полтавской области есть историко-культурный заповедник Бельск. Его сотрудники обратились к нам два года назад с просьбой помочь найти курган. Даже под густым лесом лазерное сканирование позволяет качественно изучить рельеф. Итак, мы отсканировали места, где, по мнению археологов, могли находиться массовые захоронения, и обнаружили эти курганы.

– На сайте вашей компании есть список реализованных вами проектов в Украине. Среди них – сканирование с реставрационной целью зала Национального дворца искусств "Украина", а также для сохранения в электронном форматеПассажа на Крещатике, особняка Терещенко на бульваре Шевченко в Киеве, главного корпуса Национального технического университета Украины (Киевского политехнического института имени Игоря Сикорского)… А какие интересные проекты вы воплощали за границей?

– Мы работали с историческими зданиями в Лондоне, промышленными объектами в Румынии. Основной же зарубежный рынок для нас сейчас в США. Парадоксально, что технология лазерного сканирования, имеющая утечки из Америки, применяется там в архитектурно-строительной сфере не так широко. В США нам часто приходится рассказывать, что такое лазерное сканирование, показывать, как оно работает, обучать этой технологии. Потенциал рынка в Соединенных Штатах Америки достаточно велик.

– Вы сказали, что, по вашему мнению, через несколько лет будет воплощена полная цифровизация среды, в которой мы живем. А мне вспоминается мое общение с мобильным продюсером Леди Гаги Ральфом Саймоном, стоявшим у истоков индустрии мобильных развлечений. Он рассказывал о том, что цифровизация среды достигнет такого уровня, когда человек сможет сфокусировать свой мобильный телефон на многоэтажке и увидеть какие квартиры в ней продаются, а какие сдаются в аренду. Что вы об этом думаете?

– Думаю, это может произойти уже в ближайшие пять лет. Применение лазерного сканирования как источника информации плюс использование так называемых умных очков, которые "знают" вашу геолокацию, сделают это возможным.

– Как была создана ваша компания?

– Это произошло в 2017 году. До этого мы занимались дизайном и управлением строительных проектов. Однажды выполняли проект для офиса одной из компаний. Одно из решений нам дорого стоило – мы его приняли исходя из нормативной базы, но по факту перекрытия в бизнес-центре оказались совсем иного качества, чем предполагалось. За ошибку нам пришлось платить из своего кармана. После этого приняли решение, что все последующие проекты будем выполнять только после получения точной цифровой модели объекта того помещения, где мы собираемся что-то делать. Купили оборудование, пригласили работать специалиста. По мере того, как разбирались по этой технологии, вкладывали в нее все больше ресурсов. Наша компания находится в Киеве в Unicity. Когда началась война, мы приняли решение часть команды релокировать в Румынию, а часть – в США (один офис находится в Майами, другой – в Лос-Анджелесе). Еще одна часть остается работать в Киеве. Для нас очень важно сохранить команду и разработки. Кстати, еще один момент: мы сотрудничаем с украинскими архитектурными компаниями, создающими крутой продукт. И не секрет, что многие из них сфокусированы на европейском и американском рынке. Но выехать на объект, который находится в Нью-Йорке, Майами, Лос-Анджелесе или еще где-то, проблематично. Мы же выполняем для этих компаний лазерное сканирование – и они могут заниматься проектом в любой точке мира, не имея физической возможности присутствовать там.

"Лазерное сканирование позволяет определить точные координаты местоположения в лесу каждого дерева"

– Востребована ли технология лазерного сканирования при строительстве частных домов?

– Это возможно, однако преимущественно она применяется в отношении промышленных объектов.

– Вам приходилось сканировать природный ландшафт?

– Еще до войны мы работали с проектом по изучению джунглей Африки. На одном из таких мест планировалось строительство большой дамбы. Ландшафт нужно было подробно изучить. Также есть интересный проект по лесам. Лазерное сканирование позволяет определить точные координаты местоположения в лесу каждого дерева, его вид, высоту и диаметр ствола, а в целом сколько деревьев находится в том или ином месте. Это позволяет оценить потенциал леса, скажем, по его вырубке. Каждому дереву присваивается артикул, позволяющий контролировать использование природных ресурсов и вести учет.

– Как считаете, за какими технологиями будущее?

– Дополненная реальность очень изменит социум, виды коммуникации и взаимодействия людей. Посмотрите, как Ковид повлиял на изменения в мире, какими востребованными стали видеозвонки и онлайн-встречи.

– Какие технологии в вашей сфере вас поразили в последнее время?

– Это касается именно дополненной реальности. Монтажники, находясь на объекте, используют специальные очки, на которые проектируются изображения, загруженные через сервер. Таким образом они видят, не поднимая чертежей, где монтировать воздуховод или прокладывать проводку. Все нужные данные всплывают у монтажника в полной реальности перед глазами. Такое проникновение технологий в исполнительный сектор не может не поражать. В США крупные компании уже используют эту технологию. У них есть инновационные отделы, которые потихоньку начинают с этим работать. За этим будущее.

– Что вас вдохновляет в вашей деятельности?

– Для меня очень важна социальная сфера, в которую мы сейчас углубляемся, помогая в восстановлении нашей страны. Хочу, чтобы наша компания была максимально полезна для Украины. Сегодня очень важно объединить усилия профессионалов. Вдохновляет мнение о том, что специалистам в этом процессе придется соприкасаться с новыми технологиями, а это будет способствовать повышению планки профессионализма в нашей стране.

– Ярослав, каково ваше профессиональное кредо?

– Репутация дороже денег.

Автор:

Ольга Сметанская

Интервьюер

Ольга Лесничая (творческий псевдоним – Сметанская). 20 лет стажа работы в СМИ. Первый в Украине тренд редактор. Автор интервью с экспертами и лидерами отраслей в различных сферах. Интервьюер создателей всемирно известных брендов. Эксперт Национального репутационного рейтинга компаний.

Все статьи автора

Комментарии

213

Ваш запрос принят

Отдел продаж свяжется с Вами в ближайшее время