Рынок недвижимости постепенно восстанавливается, несмотря на военное положение, экономический кризис и регулярные ракетные удары государства-агрессора. Одна из наиболее актуальных проблем – повышение цен на квадратные метры. Среди факторов, ведущих к этому – стремительный рост себестоимости строительства.
Руководитель проектов международной группы компаний Greenville Наталья Дубик подчеркивает, что с начала войны себестоимость выросла на 45-50%. Львиная доля – строительные материалы.
С 24 февраля цены на стройматериалы выросли почти в два раза: цемент на 15-45%, бетон – 15-30%, арматура – на 20-50%, утеплители – на 25-45%.
В результате ракетных обстрелов часть производств повреждена или уничтожена, еще ряд предприятий оказался в оккупации. Например, российские оккупанты обстреляли завод немецкой корпорации Knauf в Донецкой области, который ежегодно производит до 60 миллионов квадратных метров гипсокартонных плит и до 300 тысяч тонн сухих строительных смесей. В то же время блокирование морских портов привело к логистическим трудностям: увеличились затраты на доставку импортных материалов, необходимых для производства.
Наталья Дубик отмечает, что Greenville переориентировался на зарубежных производителей, только если на территории Украины производство необходимых стройматериалов пострадало в результате войны или остановило работу.
"Сейчас гипсокартон закупаем на внешних рынках, потому что находившийся в Донецкой области завод сильно поврежден. Потому мы переориентировались на производителей из Польши, Молдовы, Румынии", — констатирует она.
Кроме того, для украинских застройщиков по понятным причинам закрылись российский и белорусский рынки.
"Greenville не работал с российскими и белорусскими производителями еще с 2014 года. Сейчас этот рынок полностью закрыт. Но отечественные застройщики адаптировались и переориентировались на другие рынки", – отмечает Наталья Дубик.
Напомним, по данным Всеукраинского союза производителей стройматериалов, не менее 70 крупных строительных предприятий, более 300 средних и около 1 тысячи малых были утрачены в результате боевых действий или оккупации.